МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА №4»
МР «КИЗИЛЮРТОВСКИЙ РАЙОН»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ДЮСШ №4
Г.А.Джамаев
____________________
03.09.2021г.
Образовательная программа
по футболу
МБУДО «ДЮСШ №4» МР «Кизилюртовский район» (для групп начальной подготовки и
спортивно-оздоровительных групп первого, второго и третьего годов обучения)
Автор: тренер-преподаватель, Мавлидгаджиев Иса Халикович
Возраст занимающихся: 6-18 лет.
Срок реализации 3 года.
Кизилюртовский район
с.Султанянгиюрт
2021г.
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе нормативных документов Министерства образования,
Министерства финансов, Министерства здравоохранения, Министерства по физической культуре,
спорту и туризму и раскрывает процесс подготовки юных спортсменов в группах начальной
подготовки МБУДО «ДЮСШ №4». При её разработке использовались ранее существовавшие
программы по футболу для спортивных школ, учитывались новейшие данные научных
исследований и передовой опыт детско-юношеских спортивных школ.
В программе поставлены следующие задачи работы с учащимися: содержание учебного материала
по физической подготовке, технической, тактической и теоретической подготовке первого,
второго и третьего годов обучения; распределение времени на виды подготовки; планы-графики
прохождения учебного материала на каждый месяц: нормативные требования для перевода
учащихся в более старшую возрастную группу. Задачи работы с учащимися данного возраста
органически связаны с основной целью многолетней подготовки спортивных ресурсов по футболу
в спортивной школе – воспитанием спортсменов высокой квалификации.
Конкретными задачами на данном этапе многолетней подготовки юных футболистов являются:
1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и
разносторонней физической подготовленности.
2. Развитие быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств.
3. Обучение основам техники и тактики игры.
4. Подготовка и выполнение нормативов по технической и физической подготовке.
5. Привитие учащимся стойкого интереса к занятиям футболом.
Основным принципом построения учебно-тренировочной работы в группах начальной подготовки
и спортивно-оздоровительных группах первого года обучения служит принцип универсальности в
постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем учащимся, соблюдение
требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого юного
футболиста. В процессе обучения учащихся на данном этапе создаются предпосылки для
успешного овладения широким кругом технико-тактических действий, достижения высокого
уровня специальной физической подготовленности на последующих этапах многолетнего
процесса подготовки.
Наполняемость групп начальной подготовки и
спортивно-оздоровительных групп и режим учебно-тренировочной работы в МБУДО
ДЮСШ №4.
Год
обучения
Возраст
учащихся
Минимальное
количество
учащихся в
группе
1-й
7-8 лет
10
Максимальное
количество учебных
часов в неделю
(академических)
Требования по
спортивной
подготовке на
конец учебного
года
Выполнить
контрольнонормативные
требования
программы
6
2-й
9-10 лет
10
6
3-й
11-12 лет
10
9
Распределение учебного материала для групп начальной подготовки и спортивнооздоровительных групп в годичном цикле (36 недель)
№п/п
Разделы подготовки
Количество часов
1-й год
обучения
2-й год
обучения
(7-8 лет)
(9-10 лет)
3-й год обучения
(11-12 лет)
1.
Техническая подготовка
86
89
97
2.
Тактическая подготовка
36
41
52
3.
Физическая подготовка
58
50
139
4.
Теоретическая подготовка
12
12
12
5.
Прием контрольных
нормативов по технической
и физической подготовке
24
24
24
Всего часов
216
216
324
Нормативные требования, содержание и методика проведения контрольных испытаний
№
Содержание требований
1-ый год
2-ой год
3-ий год
обучения
обучения
обучения
1
2
(7-8 лет)
(9-10 лет)
(11-12 лет)
3
4
5
10,0
9,5
9,0
6,0
5,5
5,0
1.Упражнения и нормы по общей физической подготовке
1.
Челночный бег 3*10 или бег 30м с
высокого старта (сек)
2.
Метание теннисного мяча в цель с 6м
из трех попыток
1
2
3
3.
Кросс без учета времени (м)
300
500
1000
4.
Многоскоки (8 прыжков-шагов с ноги
на ногу) (м)
10,5
12,5
14,5
5.
Ходьба на лыжах (км)
1
2
3
6.
Полоса препятствий (количество
баллов)
7
9
11
2. Упражнения и нормы по специальной физической и технической подготовке
1.
Удар по мячу на дальность (м)
24
28
32
2.
Комплексное упражнение: ведение 10
м, обводка трех строек, поставленных
на 12-метровом отрезке, с
последующим ударом в цель (2,5*1,2
м) с расстояния 6 м – из трех попыток
(сек.)
12
9,5
7
3.
Бег на 30м с ведением мяча (сек.)
-
6,5
5,5
4.
Жонглирование мячом ногами
(количество ударов)
-
8
10
Содержание и методика проведения
контрольных испытаний
1.Нормативы по технической подготовке производится в соответствии с положением в
процессе соревнований или учебно-тренировочных занятий, специально этому посвященных.
2.Удар по мячу на дальность. Удар по мячу на дальность выполняется правой и левой ногой по
неподвижному мячу с разбега любым способом. Измерение дальности полета мяча о землю.
Ширина коридора, в зоне которого засчитывается результат, 8 метров. Для удара каждой ногой
предоставляется по три попытки. Конечный результат определяется по сумме ударов обеими
ногами.
3.Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам. Ведение мяча на расстоянии 10 метров:
обводка змейкой трех стоек, поставленных на 12-метровом отрезке: удар в цель (2,5х1,2) с
расстояния 7м. Время фиксируется с момента старта до пересечения линии ворот мячом. В случае,
если мяч не попал в цель, упражнение не засчитывается. Делаются три попытки. Учитывается
лучший результат.
4.Бег 30 метров с ведением мяча. Упражнение выполняется с высокого старта; мяч разрешается
вести любым способом, делая на отрезке не менее трех касаний мяча. Упражнение считается
законченным, когда игрок пересечет линию финиша. Судья на старте фиксирует правильность
старта и число касаний мяча, а судья на финише – время бега.
5.Жонглирование мячом. Выполняется попеременно удары правой и левой ногой. Удары
выполняются любым способом без повторения удара (одной ногой) более двух раз подряд. На
выполнение упражнения даются три попытки.
Воспитательная работа
Воспитательная работа с учащимися должна стремиться к тому, чтобы в ходе учебнотренировочного процесса формировать у учащихся сознательное, творческое отношение к труду;
высокую организованность и требовательность к себе, чувство ответственности за порученное
дело; бережное отношение к инвентарю, оборудованию и спортивной форме. Главными
воспитывающими факторами в этой работе должны быть личный пример и педагогическое
мастерство тренера, четкая организация учебно-тренировочной работы, товарищеская
взаимопомощь и взаимотребовательность, формирование и укрепление коллектива.
План проведения воспитательной работы
в начальной группе подготовки и спортивно-оздоровительных групп
на 2011-2012 учебный год.
1. Уделять большое внимание агитационной работе:
- пропаганда традиций спортивной школы;
- Конкурс на лучшую учебную группу и отдельных учащихся.
2. Постоянно проводить работу по оформлению стенда спортивной славы и периодически
его обновлять:
- помещение фотографий спортивной жизни школы и лучших учащихся;
- помещение призов и наград, завоеванных учащимися на соревнованиях;
- торжественное посвящение в футболисты с вручением учащимся школы наградной
атрибутики;
- встреча с известными спортсменами, выпускниками школы, ветеранами труда и Великой
Отечественной войны.
Такой подход способствует воспитанию клубного патриотизма как одной из многочисленных
форм патриотизма спортсмена, целеустремленности, уважения к партнерам и старшим товарищам.
Определенное место в воспитательном процессе с юными футболистами отводится
соревнованиям. Напряженная атмосфера соревнований способствует формированию у детей
бойцовских качеств, чувства товарищества, уважение к соперникам. В ходе соревнований также
проверяется устойчивость технических навыков, тактическая смекалка, физическая
подготовленность.
Теоретическая подготовка.
Примерный перечень тем занятий
и количество часов на их изучение:
№п/п
Тема
Всего часов
Годы обучения
1-й
2-й
3-й
1.
Физическая культура –
важное средство
укрепления здоровья
3
1
1
1
2.
Единая Российская
спортивная
классификация
3
1
1
1
3.
Личная и общественная
гигиена
3
1,0
1,0
1,0
4.
Закаливание организма
юного спортсмена
3
1,0
1,0
1,0
5.
Самоконтроль в
процессе занятий
спортом
3
1,0
1,0
1,0
6.
Общая характеристика
спортивной тренировки
юных спортсменов
3
1
1
1
7.
Средства спортивной
тренировки
4,5
1,5
1,5
1,5
8.
Физическая подготовка
4,5
1,5
1,5
1,5
юного спортсмена
9.
Техническая
подготовка юного
спортсмена
3
1
1
1
10.
Тактическая
подготовка юного
спортсмена
3
1
1
1
11.
Правила соревнований
3
1
1
1
Итого часов
36
12
12
12
Программный материал
Тема 1. Физическая культура – важное средство воспитания и укрепления здоровья
Понятие физической культуры. Формы физической культуры. Физическая культура как средство
воспитания организованности, трудолюбия, воли и других нравственных качеств и жизненно
важных умений и навыков.
Тема 2. Единая спортивная классификация
Основные сведения о Единой спортивной классификации. Юношеские разряды по футболу.
Тема 3. Личная и общественная гигиена
Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования
к одежде и обуви. Гигиена спортивных сооружений.
Тема 4. Закаливание организма юного спортсмена
Значение и основные правила закаливания. Закаливание воздухом. Закаливание водой.
Закаливание солнцем. Закаливание при занятиях физической культурой.
Тема 5. Самоконтроль в процессе занятий спортом
Дневник самоконтроля. Его форма и содержание.
Тема 6. Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов
Понятие о спортивной тренировке, ее цель, задачи и основное содержание.
Тема 7. Средства спортивной тренировки
Физические упражнения. Соревновательные упражнения. Общеподготовительные упражнения.
Использование природных и гигиенических факторов.
Тема 8. Физическая подготовка юного спортсмена
Понятие о физической подготовке юного спортсмена. Основные сведения о ее содержании и
видах. Физические качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.
Тема 9. Техническая подготовка юного спортсмена
Основные сведения о технической подготовке и ее значении для роста спортивного мастерства.
Тема 10. Тактическая подготовка юного спортсмена
Основное содержание тактики и тактической подготовки. Командная и индивидуальная тактика.
Тактика защиты и нападения.
Тема 11. Правила соревнований
Основные правила соревнований.
При проведении теоретических занятий учитывается возраст занимающихся и излагается
материал в доступной им форме. В зависимости от конкретных условий работы в план
теоретической подготовки могут вноситься определенные коррективы.
Организационно-методические указания
Организация занятий с учащимися начальной подготовки и спортивно-оздоровительных групп,
выбор форм, средств и методов обучения, дозирование нагрузки обусловлены особенностями
развития организма юных футболистов. Подготовка учащихся осуществляется строго в
соответствии с изложенным в программе учебным материалом, их возрастными данными, которые
включают в себя анатомические, физиологические и психологические особенности.
В связи с тем, что мальчики 7-10 лет имеют относительно низкие функциональные возможности,
недостаточный уровень развития наиболее важных для игровой деятельности психомоторных
функций, необходим внимательный индивидуальный подход к занимающимся.
Начальное обучение юных футболистов 7-10 лет технике и тактике игры проводится при помощи
упражнений, доступных для детей данного возраста. Не следует требовать выполнения
упражнений детьми в максимальном темпе, применять много упражнений, где юным футболистам
приходится быстро и точно реагировать на меняющуюся обстановку, изучать в одном занятии
более 2-3 технических приемов, проводить двухсторонние игры в общепринятых составах на
полях стандартных размеров.
Ознакомление начинающих футболистов с основными группами технических приемов,
позволяющих успешно вести элементарную игровую деятельность, способствует формированию
интереса детей к футболу.
Овладение тактическими действиями следует начинать с изучения индивидуальных и групповых
тактических действий в игровых групповых упражнениях 2*2, 3*3, 4*4, 5*5, 6*6, на площадках с
ограниченными размерами, а также в подвижных играх. Для воспитания игрового мышления
необходимо широко использовать различные средства, в том числе и подвижные игры,
направленные на развитие быстроты сложной реакции, ориентировки, умения взаимодействовать
с партнерами.
Учитывая, что двигательный навык более успешно формируется на базе достаточной физической
подготовленности, в занятиях с учащимися первого года обучения примерно 50% времени
отводится физической подготовке. На втором году обучения времени на физическую подготовку
несколько уменьшается за счет увеличения времени на техническую подготовку. Используются
доступные средства из программного материала с преимущественной направленностью на
развитие быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств.
В каждой возрастной группе предусматривается также прием контрольных нормативов. Часть
времени, предусмотренная на сдачу контрольных нормативов по технической и физической
подготовке тренер может планировать на подготовку учащихся к сдаче указанных нормативов.
Значительное внимание уделяется воспитанию у учащихся правильной осанки. Это вызвано тем,
что значительная часть детей младшего школьного возраста подвержена нарушению осанки.
Однако подавляющее большинство этих нарушений имеет нестойкий функциональный характер,
они могут быть исправлены с помощью физических упражнений. Для формирования правильной
осанки предусматриваются специально подобранные комплексы физических упражнений.
Основной формой учебно-тренировочных занятий с учащимися является урок. В работе с юными
футболистами применяются как комплексные, так и тематические уроки. В комплексных уроках
одновременно используются упражнения по физической, технической и тактической подготовке.
Особое внимание в уроках уделяется такой подготовке учащихся к сдаче нормативов по
технической и физической подготовке.
Необходимым условием для решения задач, стоящих перед спортивной школой, является
качественное планирование. Оно позволяет определить содержание процесса подготовки, выбрать
основные направления деятельности, эффективные средства и методы тренировки.
Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать 2-х
часов. Следует иметь в виду, что в программе приводится учебный материал как для первого, так
и второго и третьего годов обучения.
В связи с этим при планировании учебно-тренировочного процесса с учащимися второго года
обучения материал необходимо подбирать с учетом необходимости повторения ранее изученного.
Изучение теоретического материала планируется в форме кратких бесед продолжительностью не
более 7-15 минут. Одновременно теоретические занятия приобретаются учащимися также на
практических занятиях. При изучении теоретического материала рекомендуется широко
использовать наглядные пособия и технические средства обучения.
В спортивной школе предусматриваются соревнования между учебными группами по минифутболу. Время, затраченное на участие в соревнованиях, равномерно распределяется на
техническую и физическую подготовку.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. М., ФиС, 1980.
Гагаева Г.М. Психология футбола. М., ФиС, 1969.
Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. М., ФиС, 1971.
Филин В.П., Фомин Р.А. Основы юношеского спорта. М., ФиС, 1980.
Андреев С.Н. Мини-футбол. М., ФиС, 1978.
Гриндлер К. и др. Техническая и тактическая подготовка футболистов. М., ФиС,
1976.