программа по футболу

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА №4»
МР «КИЗИЛЮРТОВСКИЙ РАЙОН»

УТВЕРЖДАЮ
Директор ДЮСШ №4
Г.А.Джамаев
____________________
03.09.2021г.

Образовательная программа
по футболу

МБУДО «ДЮСШ №4» МР «Кизилюртовский район» (для групп начальной подготовки и
спортивно-оздоровительных групп первого, второго и третьего годов обучения)

Автор: тренер-преподаватель, Мавлидгаджиев Иса Халикович
Возраст занимающихся: 6-18 лет.
Срок реализации 3 года.

Кизилюртовский район
с.Султанянгиюрт
2021г.

Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе нормативных документов Министерства образования,
Министерства финансов, Министерства здравоохранения, Министерства по физической культуре,
спорту и туризму и раскрывает процесс подготовки юных спортсменов в группах начальной
подготовки МБУДО «ДЮСШ №4». При её разработке использовались ранее существовавшие
программы по футболу для спортивных школ, учитывались новейшие данные научных
исследований и передовой опыт детско-юношеских спортивных школ.
В программе поставлены следующие задачи работы с учащимися: содержание учебного материала
по физической подготовке, технической, тактической и теоретической подготовке первого,
второго и третьего годов обучения; распределение времени на виды подготовки; планы-графики
прохождения учебного материала на каждый месяц: нормативные требования для перевода
учащихся в более старшую возрастную группу. Задачи работы с учащимися данного возраста
органически связаны с основной целью многолетней подготовки спортивных ресурсов по футболу
в спортивной школе – воспитанием спортсменов высокой квалификации.
Конкретными задачами на данном этапе многолетней подготовки юных футболистов являются:
1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и
разносторонней физической подготовленности.
2. Развитие быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств.
3. Обучение основам техники и тактики игры.
4. Подготовка и выполнение нормативов по технической и физической подготовке.
5. Привитие учащимся стойкого интереса к занятиям футболом.

Основным принципом построения учебно-тренировочной работы в группах начальной подготовки
и спортивно-оздоровительных группах первого года обучения служит принцип универсальности в
постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем учащимся, соблюдение
требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого юного
футболиста. В процессе обучения учащихся на данном этапе создаются предпосылки для
успешного овладения широким кругом технико-тактических действий, достижения высокого
уровня специальной физической подготовленности на последующих этапах многолетнего
процесса подготовки.

Наполняемость групп начальной подготовки и
спортивно-оздоровительных групп и режим учебно-тренировочной работы в МБУДО
ДЮСШ №4.

Год
обучения

Возраст
учащихся

Минимальное
количество
учащихся в
группе

1-й

7-8 лет

10

Максимальное
количество учебных
часов в неделю
(академических)

Требования по
спортивной
подготовке на
конец учебного
года
Выполнить

контрольнонормативные
требования
программы

6

2-й

9-10 лет

10

6

3-й

11-12 лет

10

9

Распределение учебного материала для групп начальной подготовки и спортивнооздоровительных групп в годичном цикле (36 недель)

№п/п

Разделы подготовки

Количество часов
1-й год
обучения

2-й год
обучения

(7-8 лет)

(9-10 лет)

3-й год обучения
(11-12 лет)

1.

Техническая подготовка

86

89

97

2.

Тактическая подготовка

36

41

52

3.

Физическая подготовка

58

50

139

4.

Теоретическая подготовка

12

12

12

5.

Прием контрольных
нормативов по технической
и физической подготовке

24

24

24

Всего часов

216

216

324

Нормативные требования, содержание и методика проведения контрольных испытаний

№

Содержание требований

1-ый год

2-ой год

3-ий год

обучения

обучения

обучения

1

2

(7-8 лет)

(9-10 лет)

(11-12 лет)

3

4

5

10,0

9,5

9,0

6,0

5,5

5,0

1.Упражнения и нормы по общей физической подготовке
1.

Челночный бег 3*10 или бег 30м с
высокого старта (сек)

2.

Метание теннисного мяча в цель с 6м
из трех попыток

1

2

3

3.

Кросс без учета времени (м)

300

500

1000

4.

Многоскоки (8 прыжков-шагов с ноги
на ногу) (м)

10,5

12,5

14,5

5.

Ходьба на лыжах (км)

1

2

3

6.

Полоса препятствий (количество
баллов)

7

9

11

2. Упражнения и нормы по специальной физической и технической подготовке
1.

Удар по мячу на дальность (м)

24

28

32

2.

Комплексное упражнение: ведение 10
м, обводка трех строек, поставленных
на 12-метровом отрезке, с
последующим ударом в цель (2,5*1,2
м) с расстояния 6 м – из трех попыток
(сек.)

12

9,5

7

3.

Бег на 30м с ведением мяча (сек.)

-

6,5

5,5

4.

Жонглирование мячом ногами
(количество ударов)

-

8

10

Содержание и методика проведения
контрольных испытаний
1.Нормативы по технической подготовке производится в соответствии с положением в
процессе соревнований или учебно-тренировочных занятий, специально этому посвященных.

2.Удар по мячу на дальность. Удар по мячу на дальность выполняется правой и левой ногой по
неподвижному мячу с разбега любым способом. Измерение дальности полета мяча о землю.
Ширина коридора, в зоне которого засчитывается результат, 8 метров. Для удара каждой ногой
предоставляется по три попытки. Конечный результат определяется по сумме ударов обеими
ногами.
3.Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам. Ведение мяча на расстоянии 10 метров:
обводка змейкой трех стоек, поставленных на 12-метровом отрезке: удар в цель (2,5х1,2) с
расстояния 7м. Время фиксируется с момента старта до пересечения линии ворот мячом. В случае,
если мяч не попал в цель, упражнение не засчитывается. Делаются три попытки. Учитывается
лучший результат.
4.Бег 30 метров с ведением мяча. Упражнение выполняется с высокого старта; мяч разрешается
вести любым способом, делая на отрезке не менее трех касаний мяча. Упражнение считается
законченным, когда игрок пересечет линию финиша. Судья на старте фиксирует правильность
старта и число касаний мяча, а судья на финише – время бега.
5.Жонглирование мячом. Выполняется попеременно удары правой и левой ногой. Удары
выполняются любым способом без повторения удара (одной ногой) более двух раз подряд. На
выполнение упражнения даются три попытки.
Воспитательная работа
Воспитательная работа с учащимися должна стремиться к тому, чтобы в ходе учебнотренировочного процесса формировать у учащихся сознательное, творческое отношение к труду;
высокую организованность и требовательность к себе, чувство ответственности за порученное
дело; бережное отношение к инвентарю, оборудованию и спортивной форме. Главными
воспитывающими факторами в этой работе должны быть личный пример и педагогическое
мастерство тренера, четкая организация учебно-тренировочной работы, товарищеская
взаимопомощь и взаимотребовательность, формирование и укрепление коллектива.

План проведения воспитательной работы
в начальной группе подготовки и спортивно-оздоровительных групп
на 2011-2012 учебный год.
1. Уделять большое внимание агитационной работе:
- пропаганда традиций спортивной школы;
- Конкурс на лучшую учебную группу и отдельных учащихся.
2. Постоянно проводить работу по оформлению стенда спортивной славы и периодически
его обновлять:
- помещение фотографий спортивной жизни школы и лучших учащихся;
- помещение призов и наград, завоеванных учащимися на соревнованиях;
- торжественное посвящение в футболисты с вручением учащимся школы наградной
атрибутики;
- встреча с известными спортсменами, выпускниками школы, ветеранами труда и Великой

Отечественной войны.
Такой подход способствует воспитанию клубного патриотизма как одной из многочисленных
форм патриотизма спортсмена, целеустремленности, уважения к партнерам и старшим товарищам.
Определенное место в воспитательном процессе с юными футболистами отводится
соревнованиям. Напряженная атмосфера соревнований способствует формированию у детей
бойцовских качеств, чувства товарищества, уважение к соперникам. В ходе соревнований также
проверяется устойчивость технических навыков, тактическая смекалка, физическая
подготовленность.
Теоретическая подготовка.
Примерный перечень тем занятий
и количество часов на их изучение:

№п/п

Тема

Всего часов

Годы обучения
1-й

2-й

3-й

1.

Физическая культура –
важное средство
укрепления здоровья

3

1

1

1

2.

Единая Российская
спортивная
классификация

3

1

1

1

3.

Личная и общественная
гигиена

3

1,0

1,0

1,0

4.

Закаливание организма
юного спортсмена

3

1,0

1,0

1,0

5.

Самоконтроль в
процессе занятий
спортом

3

1,0

1,0

1,0

6.

Общая характеристика
спортивной тренировки
юных спортсменов

3

1

1

1

7.

Средства спортивной
тренировки

4,5

1,5

1,5

1,5

8.

Физическая подготовка

4,5

1,5

1,5

1,5

юного спортсмена
9.

Техническая
подготовка юного
спортсмена

3

1

1

1

10.

Тактическая
подготовка юного
спортсмена

3

1

1

1

11.

Правила соревнований

3

1

1

1

Итого часов

36

12

12

12

Программный материал
Тема 1. Физическая культура – важное средство воспитания и укрепления здоровья
Понятие физической культуры. Формы физической культуры. Физическая культура как средство
воспитания организованности, трудолюбия, воли и других нравственных качеств и жизненно
важных умений и навыков.
Тема 2. Единая спортивная классификация
Основные сведения о Единой спортивной классификации. Юношеские разряды по футболу.
Тема 3. Личная и общественная гигиена
Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования
к одежде и обуви. Гигиена спортивных сооружений.
Тема 4. Закаливание организма юного спортсмена
Значение и основные правила закаливания. Закаливание воздухом. Закаливание водой.
Закаливание солнцем. Закаливание при занятиях физической культурой.
Тема 5. Самоконтроль в процессе занятий спортом
Дневник самоконтроля. Его форма и содержание.
Тема 6. Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов
Понятие о спортивной тренировке, ее цель, задачи и основное содержание.
Тема 7. Средства спортивной тренировки

Физические упражнения. Соревновательные упражнения. Общеподготовительные упражнения.
Использование природных и гигиенических факторов.
Тема 8. Физическая подготовка юного спортсмена
Понятие о физической подготовке юного спортсмена. Основные сведения о ее содержании и
видах. Физические качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.
Тема 9. Техническая подготовка юного спортсмена
Основные сведения о технической подготовке и ее значении для роста спортивного мастерства.
Тема 10. Тактическая подготовка юного спортсмена
Основное содержание тактики и тактической подготовки. Командная и индивидуальная тактика.
Тактика защиты и нападения.
Тема 11. Правила соревнований
Основные правила соревнований.
При проведении теоретических занятий учитывается возраст занимающихся и излагается
материал в доступной им форме. В зависимости от конкретных условий работы в план
теоретической подготовки могут вноситься определенные коррективы.
Организационно-методические указания
Организация занятий с учащимися начальной подготовки и спортивно-оздоровительных групп,
выбор форм, средств и методов обучения, дозирование нагрузки обусловлены особенностями
развития организма юных футболистов. Подготовка учащихся осуществляется строго в
соответствии с изложенным в программе учебным материалом, их возрастными данными, которые
включают в себя анатомические, физиологические и психологические особенности.
В связи с тем, что мальчики 7-10 лет имеют относительно низкие функциональные возможности,
недостаточный уровень развития наиболее важных для игровой деятельности психомоторных
функций, необходим внимательный индивидуальный подход к занимающимся.
Начальное обучение юных футболистов 7-10 лет технике и тактике игры проводится при помощи
упражнений, доступных для детей данного возраста. Не следует требовать выполнения
упражнений детьми в максимальном темпе, применять много упражнений, где юным футболистам
приходится быстро и точно реагировать на меняющуюся обстановку, изучать в одном занятии
более 2-3 технических приемов, проводить двухсторонние игры в общепринятых составах на
полях стандартных размеров.
Ознакомление начинающих футболистов с основными группами технических приемов,
позволяющих успешно вести элементарную игровую деятельность, способствует формированию
интереса детей к футболу.
Овладение тактическими действиями следует начинать с изучения индивидуальных и групповых
тактических действий в игровых групповых упражнениях 2*2, 3*3, 4*4, 5*5, 6*6, на площадках с
ограниченными размерами, а также в подвижных играх. Для воспитания игрового мышления

необходимо широко использовать различные средства, в том числе и подвижные игры,
направленные на развитие быстроты сложной реакции, ориентировки, умения взаимодействовать
с партнерами.
Учитывая, что двигательный навык более успешно формируется на базе достаточной физической
подготовленности, в занятиях с учащимися первого года обучения примерно 50% времени
отводится физической подготовке. На втором году обучения времени на физическую подготовку
несколько уменьшается за счет увеличения времени на техническую подготовку. Используются
доступные средства из программного материала с преимущественной направленностью на
развитие быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств.
В каждой возрастной группе предусматривается также прием контрольных нормативов. Часть
времени, предусмотренная на сдачу контрольных нормативов по технической и физической
подготовке тренер может планировать на подготовку учащихся к сдаче указанных нормативов.
Значительное внимание уделяется воспитанию у учащихся правильной осанки. Это вызвано тем,
что значительная часть детей младшего школьного возраста подвержена нарушению осанки.
Однако подавляющее большинство этих нарушений имеет нестойкий функциональный характер,
они могут быть исправлены с помощью физических упражнений. Для формирования правильной
осанки предусматриваются специально подобранные комплексы физических упражнений.
Основной формой учебно-тренировочных занятий с учащимися является урок. В работе с юными
футболистами применяются как комплексные, так и тематические уроки. В комплексных уроках
одновременно используются упражнения по физической, технической и тактической подготовке.
Особое внимание в уроках уделяется такой подготовке учащихся к сдаче нормативов по
технической и физической подготовке.
Необходимым условием для решения задач, стоящих перед спортивной школой, является
качественное планирование. Оно позволяет определить содержание процесса подготовки, выбрать
основные направления деятельности, эффективные средства и методы тренировки.
Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать 2-х
часов. Следует иметь в виду, что в программе приводится учебный материал как для первого, так
и второго и третьего годов обучения.
В связи с этим при планировании учебно-тренировочного процесса с учащимися второго года
обучения материал необходимо подбирать с учетом необходимости повторения ранее изученного.
Изучение теоретического материала планируется в форме кратких бесед продолжительностью не
более 7-15 минут. Одновременно теоретические занятия приобретаются учащимися также на
практических занятиях. При изучении теоретического материала рекомендуется широко
использовать наглядные пособия и технические средства обучения.
В спортивной школе предусматриваются соревнования между учебными группами по минифутболу. Время, затраченное на участие в соревнованиях, равномерно распределяется на
техническую и физическую подготовку.
ЛИТЕРАТУРА:

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. М., ФиС, 1980.
Гагаева Г.М. Психология футбола. М., ФиС, 1969.
Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. М., ФиС, 1971.
Филин В.П., Фомин Р.А. Основы юношеского спорта. М., ФиС, 1980.
Андреев С.Н. Мини-футбол. М., ФиС, 1978.
Гриндлер К. и др. Техническая и тактическая подготовка футболистов. М., ФиС,
1976.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».