МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА №4» МР «КИЗИЛЮРТОВСКИЙ РАЙОН» УТВЕРЖДАЮ Директор ДЮСШ №4 Г.А.Джамаев ____________________ 03.09.2021г. Образовательная программа по футболу МБУДО «ДЮСШ №4» МР «Кизилюртовский район» (для групп начальной подготовки и спортивно-оздоровительных групп первого, второго и третьего годов обучения) Автор: тренер-преподаватель, Мавлидгаджиев Иса Халикович Возраст занимающихся: 6-18 лет. Срок реализации 3 года. Кизилюртовский район с.Султанянгиюрт 2021г. Пояснительная записка Данная программа составлена на основе нормативных документов Министерства образования, Министерства финансов, Министерства здравоохранения, Министерства по физической культуре, спорту и туризму и раскрывает процесс подготовки юных спортсменов в группах начальной подготовки МБУДО «ДЮСШ №4». При её разработке использовались ранее существовавшие программы по футболу для спортивных школ, учитывались новейшие данные научных исследований и передовой опыт детско-юношеских спортивных школ. В программе поставлены следующие задачи работы с учащимися: содержание учебного материала по физической подготовке, технической, тактической и теоретической подготовке первого, второго и третьего годов обучения; распределение времени на виды подготовки; планы-графики прохождения учебного материала на каждый месяц: нормативные требования для перевода учащихся в более старшую возрастную группу. Задачи работы с учащимися данного возраста органически связаны с основной целью многолетней подготовки спортивных ресурсов по футболу в спортивной школе – воспитанием спортсменов высокой квалификации. Конкретными задачами на данном этапе многолетней подготовки юных футболистов являются: 1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности. 2. Развитие быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств. 3. Обучение основам техники и тактики игры. 4. Подготовка и выполнение нормативов по технической и физической подготовке. 5. Привитие учащимся стойкого интереса к занятиям футболом. Основным принципом построения учебно-тренировочной работы в группах начальной подготовки и спортивно-оздоровительных группах первого года обучения служит принцип универсальности в постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем учащимся, соблюдение требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого юного футболиста. В процессе обучения учащихся на данном этапе создаются предпосылки для успешного овладения широким кругом технико-тактических действий, достижения высокого уровня специальной физической подготовленности на последующих этапах многолетнего процесса подготовки. Наполняемость групп начальной подготовки и спортивно-оздоровительных групп и режим учебно-тренировочной работы в МБУДО ДЮСШ №4. Год обучения Возраст учащихся Минимальное количество учащихся в группе 1-й 7-8 лет 10 Максимальное количество учебных часов в неделю (академических) Требования по спортивной подготовке на конец учебного года Выполнить контрольнонормативные требования программы 6 2-й 9-10 лет 10 6 3-й 11-12 лет 10 9 Распределение учебного материала для групп начальной подготовки и спортивнооздоровительных групп в годичном цикле (36 недель) №п/п Разделы подготовки Количество часов 1-й год обучения 2-й год обучения (7-8 лет) (9-10 лет) 3-й год обучения (11-12 лет) 1. Техническая подготовка 86 89 97 2. Тактическая подготовка 36 41 52 3. Физическая подготовка 58 50 139 4. Теоретическая подготовка 12 12 12 5. Прием контрольных нормативов по технической и физической подготовке 24 24 24 Всего часов 216 216 324 Нормативные требования, содержание и методика проведения контрольных испытаний № Содержание требований 1-ый год 2-ой год 3-ий год обучения обучения обучения 1 2 (7-8 лет) (9-10 лет) (11-12 лет) 3 4 5 10,0 9,5 9,0 6,0 5,5 5,0 1.Упражнения и нормы по общей физической подготовке 1. Челночный бег 3*10 или бег 30м с высокого старта (сек) 2. Метание теннисного мяча в цель с 6м из трех попыток 1 2 3 3. Кросс без учета времени (м) 300 500 1000 4. Многоскоки (8 прыжков-шагов с ноги на ногу) (м) 10,5 12,5 14,5 5. Ходьба на лыжах (км) 1 2 3 6. Полоса препятствий (количество баллов) 7 9 11 2. Упражнения и нормы по специальной физической и технической подготовке 1. Удар по мячу на дальность (м) 24 28 32 2. Комплексное упражнение: ведение 10 м, обводка трех строек, поставленных на 12-метровом отрезке, с последующим ударом в цель (2,5*1,2 м) с расстояния 6 м – из трех попыток (сек.) 12 9,5 7 3. Бег на 30м с ведением мяча (сек.) - 6,5 5,5 4. Жонглирование мячом ногами (количество ударов) - 8 10 Содержание и методика проведения контрольных испытаний 1.Нормативы по технической подготовке производится в соответствии с положением в процессе соревнований или учебно-тренировочных занятий, специально этому посвященных. 2.Удар по мячу на дальность. Удар по мячу на дальность выполняется правой и левой ногой по неподвижному мячу с разбега любым способом. Измерение дальности полета мяча о землю. Ширина коридора, в зоне которого засчитывается результат, 8 метров. Для удара каждой ногой предоставляется по три попытки. Конечный результат определяется по сумме ударов обеими ногами. 3.Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам. Ведение мяча на расстоянии 10 метров: обводка змейкой трех стоек, поставленных на 12-метровом отрезке: удар в цель (2,5х1,2) с расстояния 7м. Время фиксируется с момента старта до пересечения линии ворот мячом. В случае, если мяч не попал в цель, упражнение не засчитывается. Делаются три попытки. Учитывается лучший результат. 4.Бег 30 метров с ведением мяча. Упражнение выполняется с высокого старта; мяч разрешается вести любым способом, делая на отрезке не менее трех касаний мяча. Упражнение считается законченным, когда игрок пересечет линию финиша. Судья на старте фиксирует правильность старта и число касаний мяча, а судья на финише – время бега. 5.Жонглирование мячом. Выполняется попеременно удары правой и левой ногой. Удары выполняются любым способом без повторения удара (одной ногой) более двух раз подряд. На выполнение упражнения даются три попытки. Воспитательная работа Воспитательная работа с учащимися должна стремиться к тому, чтобы в ходе учебнотренировочного процесса формировать у учащихся сознательное, творческое отношение к труду; высокую организованность и требовательность к себе, чувство ответственности за порученное дело; бережное отношение к инвентарю, оборудованию и спортивной форме. Главными воспитывающими факторами в этой работе должны быть личный пример и педагогическое мастерство тренера, четкая организация учебно-тренировочной работы, товарищеская взаимопомощь и взаимотребовательность, формирование и укрепление коллектива. План проведения воспитательной работы в начальной группе подготовки и спортивно-оздоровительных групп на 2011-2012 учебный год. 1. Уделять большое внимание агитационной работе: - пропаганда традиций спортивной школы; - Конкурс на лучшую учебную группу и отдельных учащихся. 2. Постоянно проводить работу по оформлению стенда спортивной славы и периодически его обновлять: - помещение фотографий спортивной жизни школы и лучших учащихся; - помещение призов и наград, завоеванных учащимися на соревнованиях; - торжественное посвящение в футболисты с вручением учащимся школы наградной атрибутики; - встреча с известными спортсменами, выпускниками школы, ветеранами труда и Великой Отечественной войны. Такой подход способствует воспитанию клубного патриотизма как одной из многочисленных форм патриотизма спортсмена, целеустремленности, уважения к партнерам и старшим товарищам. Определенное место в воспитательном процессе с юными футболистами отводится соревнованиям. Напряженная атмосфера соревнований способствует формированию у детей бойцовских качеств, чувства товарищества, уважение к соперникам. В ходе соревнований также проверяется устойчивость технических навыков, тактическая смекалка, физическая подготовленность. Теоретическая подготовка. Примерный перечень тем занятий и количество часов на их изучение: №п/п Тема Всего часов Годы обучения 1-й 2-й 3-й 1. Физическая культура – важное средство укрепления здоровья 3 1 1 1 2. Единая Российская спортивная классификация 3 1 1 1 3. Личная и общественная гигиена 3 1,0 1,0 1,0 4. Закаливание организма юного спортсмена 3 1,0 1,0 1,0 5. Самоконтроль в процессе занятий спортом 3 1,0 1,0 1,0 6. Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов 3 1 1 1 7. Средства спортивной тренировки 4,5 1,5 1,5 1,5 8. Физическая подготовка 4,5 1,5 1,5 1,5 юного спортсмена 9. Техническая подготовка юного спортсмена 3 1 1 1 10. Тактическая подготовка юного спортсмена 3 1 1 1 11. Правила соревнований 3 1 1 1 Итого часов 36 12 12 12 Программный материал Тема 1. Физическая культура – важное средство воспитания и укрепления здоровья Понятие физической культуры. Формы физической культуры. Физическая культура как средство воспитания организованности, трудолюбия, воли и других нравственных качеств и жизненно важных умений и навыков. Тема 2. Единая спортивная классификация Основные сведения о Единой спортивной классификации. Юношеские разряды по футболу. Тема 3. Личная и общественная гигиена Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к одежде и обуви. Гигиена спортивных сооружений. Тема 4. Закаливание организма юного спортсмена Значение и основные правила закаливания. Закаливание воздухом. Закаливание водой. Закаливание солнцем. Закаливание при занятиях физической культурой. Тема 5. Самоконтроль в процессе занятий спортом Дневник самоконтроля. Его форма и содержание. Тема 6. Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов Понятие о спортивной тренировке, ее цель, задачи и основное содержание. Тема 7. Средства спортивной тренировки Физические упражнения. Соревновательные упражнения. Общеподготовительные упражнения. Использование природных и гигиенических факторов. Тема 8. Физическая подготовка юного спортсмена Понятие о физической подготовке юного спортсмена. Основные сведения о ее содержании и видах. Физические качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Тема 9. Техническая подготовка юного спортсмена Основные сведения о технической подготовке и ее значении для роста спортивного мастерства. Тема 10. Тактическая подготовка юного спортсмена Основное содержание тактики и тактической подготовки. Командная и индивидуальная тактика. Тактика защиты и нападения. Тема 11. Правила соревнований Основные правила соревнований. При проведении теоретических занятий учитывается возраст занимающихся и излагается материал в доступной им форме. В зависимости от конкретных условий работы в план теоретической подготовки могут вноситься определенные коррективы. Организационно-методические указания Организация занятий с учащимися начальной подготовки и спортивно-оздоровительных групп, выбор форм, средств и методов обучения, дозирование нагрузки обусловлены особенностями развития организма юных футболистов. Подготовка учащихся осуществляется строго в соответствии с изложенным в программе учебным материалом, их возрастными данными, которые включают в себя анатомические, физиологические и психологические особенности. В связи с тем, что мальчики 7-10 лет имеют относительно низкие функциональные возможности, недостаточный уровень развития наиболее важных для игровой деятельности психомоторных функций, необходим внимательный индивидуальный подход к занимающимся. Начальное обучение юных футболистов 7-10 лет технике и тактике игры проводится при помощи упражнений, доступных для детей данного возраста. Не следует требовать выполнения упражнений детьми в максимальном темпе, применять много упражнений, где юным футболистам приходится быстро и точно реагировать на меняющуюся обстановку, изучать в одном занятии более 2-3 технических приемов, проводить двухсторонние игры в общепринятых составах на полях стандартных размеров. Ознакомление начинающих футболистов с основными группами технических приемов, позволяющих успешно вести элементарную игровую деятельность, способствует формированию интереса детей к футболу. Овладение тактическими действиями следует начинать с изучения индивидуальных и групповых тактических действий в игровых групповых упражнениях 2*2, 3*3, 4*4, 5*5, 6*6, на площадках с ограниченными размерами, а также в подвижных играх. Для воспитания игрового мышления необходимо широко использовать различные средства, в том числе и подвижные игры, направленные на развитие быстроты сложной реакции, ориентировки, умения взаимодействовать с партнерами. Учитывая, что двигательный навык более успешно формируется на базе достаточной физической подготовленности, в занятиях с учащимися первого года обучения примерно 50% времени отводится физической подготовке. На втором году обучения времени на физическую подготовку несколько уменьшается за счет увеличения времени на техническую подготовку. Используются доступные средства из программного материала с преимущественной направленностью на развитие быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств. В каждой возрастной группе предусматривается также прием контрольных нормативов. Часть времени, предусмотренная на сдачу контрольных нормативов по технической и физической подготовке тренер может планировать на подготовку учащихся к сдаче указанных нормативов. Значительное внимание уделяется воспитанию у учащихся правильной осанки. Это вызвано тем, что значительная часть детей младшего школьного возраста подвержена нарушению осанки. Однако подавляющее большинство этих нарушений имеет нестойкий функциональный характер, они могут быть исправлены с помощью физических упражнений. Для формирования правильной осанки предусматриваются специально подобранные комплексы физических упражнений. Основной формой учебно-тренировочных занятий с учащимися является урок. В работе с юными футболистами применяются как комплексные, так и тематические уроки. В комплексных уроках одновременно используются упражнения по физической, технической и тактической подготовке. Особое внимание в уроках уделяется такой подготовке учащихся к сдаче нормативов по технической и физической подготовке. Необходимым условием для решения задач, стоящих перед спортивной школой, является качественное планирование. Оно позволяет определить содержание процесса подготовки, выбрать основные направления деятельности, эффективные средства и методы тренировки. Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать 2-х часов. Следует иметь в виду, что в программе приводится учебный материал как для первого, так и второго и третьего годов обучения. В связи с этим при планировании учебно-тренировочного процесса с учащимися второго года обучения материал необходимо подбирать с учетом необходимости повторения ранее изученного. Изучение теоретического материала планируется в форме кратких бесед продолжительностью не более 7-15 минут. Одновременно теоретические занятия приобретаются учащимися также на практических занятиях. При изучении теоретического материала рекомендуется широко использовать наглядные пособия и технические средства обучения. В спортивной школе предусматриваются соревнования между учебными группами по минифутболу. Время, затраченное на участие в соревнованиях, равномерно распределяется на техническую и физическую подготовку. ЛИТЕРАТУРА: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. М., ФиС, 1980. Гагаева Г.М. Психология футбола. М., ФиС, 1969. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. М., ФиС, 1971. Филин В.П., Фомин Р.А. Основы юношеского спорта. М., ФиС, 1980. Андреев С.Н. Мини-футбол. М., ФиС, 1978. Гриндлер К. и др. Техническая и тактическая подготовка футболистов. М., ФиС, 1976.